КПРФ в Новосибирске - Анатолий Локоть комментирует в «Эксперт Online» президентский указ об оценке эффективности работы мэров
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
30 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
Сегодня 14 мая 2024
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
Май 2024

Rambler's Top100










Анатолий Локоть комментирует в «Эксперт Online» президентский указ об оценке эффективности работы мэров

03.05.2008 03:40


Президент России Владимир Путин подписал вчера указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Об этом сообщается на сайте главы государства. Таким образом, оцениваться теперь будет не только работа губернаторов, которые фактически уже превратились в наемных менеджеров, но и труд глав муниципалитетов, в большинстве своем пока еще избираемых населением.


Сообщается, что указ подписан в целях реализации положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которым, как известно, были определены функциональные обязанности этого уровня власти. Оценка деятельности муниципальных руководителей будет вестись по 30 критериям, которые условно можно соотнести с основными направлениями деятельности местных властей — то есть с социалкой, ЖКХ, здравоохранением и образованием. Среди критериев, например, можно встретить оснащенность больницами, число смертей лиц в возрасте до 65 лет и детей до 18 лет (причем на дому и в стационаре), долю детей, посещающих детский сад, число сдавших ЕГЭ, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения и т. д. Критериями оценки станет и состояние городских автодорог, и общая площадь жилья в пересчете на одного жителя, и даже площадь земли, предоставляемого для строительства. Оцениваться будет и «средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство», и «уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги». Но самое главное — «удовлетворенность населения» медицинской помощью, качеством дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также информационная открытость органов местного самоуправления. В этих случаях за основу будет браться процент от числа опрошенных.

Правда, как будут ранжироваться оценки по данным критериям, пока неясно. В указе отмечено, что правительство России (то есть, можно сказать, кабинет Владимира Путина, который он сформирует в скором времени) должно разработать и утвердить до 1 сентября текущего года перечень дополнительных показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. Также к этому сроку должна появиться типовая форма отчета, в которой будут к тому же содержаться и плановые значения на трехлетний период. Правительственным клеркам придется разработать методику мониторинга эффективности деятельности мэров, а также порядок выделения грантов наиболее отличившимся муниципалитетам — за счет средств региональных бюджетов. Отчитываться мэры будут ежегодно, до 1 мая, причем не перед Кремлем, а перед губернаторами. Их отчеты последние будут включать в собственные ежегодные своды. При этом региональные власти получают возможность устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки мэров «по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц».

В справке к указу президента отмечается, что «введение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления — логическое продолжение той работы, которая уже проводится по оценке органов власти субъектов РФ». «При этом, как и при оценке эффективности органов исполнительной власти регионов, основное внимание уделено показателям, которые в основном зависят от деятельности местных властей и характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления», — сказано в документе.

Напомним, с прошлого года в нашей стране оценивается деятельность губернаторов. Необходимость этого стала очевидной после того, как главы регионов перестали избираться прямым голосованием. Впервые об этой системе еще в 2005 году заявил нынешний глава Минрегиона Дмитрий Козак, занимавший в то время пост полпреда президента в Южном федеральном округе. Рабочая группа под руководством главы Тюменской области Владимира Якушева создала список критериев, состоящий из 130 пунктов. Но к моменту подписания указа президентом перечень был серьезно сокращен.

Работа региональных руководителей оценивается по 43 позициям. Впрочем, Козак неоднократно подчеркивал, что рано или поздно список будет расширен, изменится, возможно, и сама система оценки. Так, в феврале на встрече с единороссами глава Минрегиона заметил, что губернаторов стоит сравнивать не «друг с другом в динамике развития», как предполагалось, а с собственными же более ранними показателями. Пока же первым в документе стоит блок вопросов, касающихся «повышения уровня жизни населения». Он оценивается по таким показателям, как «смертность населения», «удовлетворенность населения медицинской помощью» и даже «срок ожидания приезда скорой помощи». Насколько эффективно губернатор распоряжается кадровыми ресурсами, оценивается по таким пунктам, как «число работающих в здравоохранении на 10 тыс. населения» и «среднемесячная начисленная номинальная заработная плата», оцененная, в соответствии с поправками в закон о правительстве, в рублях.

Впрочем, заполнять показатели поручено органам Росстата. Понятно, что его региональные представительства больше зависят от глав регионов, чем от своих московских начальников. Соответственно, и в статистических отчетах, скорее всего, появляются «правильные» цифры, а напротив некоторых показателей и вовсе стоит ремарка о том, что эти данные вносятся с подачи региона.

Оценка работы мэров на этом фоне может столкнуться со следующими трудностями. Прежде всего органы местного самоуправления в России не входят в систему органов государственной власти. То есть от федеральных и региональных администраций, которые ее и составляют. Де-факто, конечно, главы муниципальных образований так или иначе зависят от губернаторов, иногда конфликтуют с ними, иногда живут в мире и согласии. Но де-юре они представляют собой независимую ветвь власти, формально приближенную к населению и им же избираемую. В этой связи не совсем понятно, для чего нужно дублировать существующую систему оценки эффективности мэров — то есть всенародные выборы. Возможно, система будет служить неким противовесом «народной любви», которая порой бывает слепой и безрассудной. Но, скорее всего, губернаторы, перед которыми теперь предстоит отчитываться мэрам, получают прекрасный инструмент для местного передела власти в своих интересах. Таким образом, эти 30 критериев — ответ на предложения некоторых региональных глав «спустить вертикаль до муниципального уровня». Выборы мэров отменяться не будут, но еще одну дубинку для управления нерадивыми главами местного самоуправления губернаторы получат.

Неясным остается только одно — как оценка деятельности мэра будет влиять на его пребывание у власти? Сейчас главу местного самоуправления можно отсранить только по суду или в случае добровольной отставки. За последнее время подобных перестановок на местах произошло очень много. Станет ли утвержденный президентом перечень из 30 критериев еще одним основанием для отставки мэра или будет играть роль еще одного «документа к сведению» — пока неизвестно.

О тонкостях указа президента, в котором прописаны 30 критериев для оценки эффективности глав органов местного самоуправления, в интервью корреспонденту «Эксперт Online» рассказал член профильного комитета Госдумы РФ, первый секретарь новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть.

— Зачем нужен такой закон?

— Как говорится — что и требовалось доказать. Давняя мечта федеральных чиновников — довести вертикаль власти до контроля над главами муниципальных образований — теперь, можно сказать, осуществилась. Ведь теперь появится возможность освобождать мэров не только по решению суда, не только с помощью уголовных дел, но и по соответствию или несоотвтествию критериям эффективности. Думаю, все логически идет к отмене всенародных выборов глав муниципалитетов и введению процедуры их назначения. Такой законопроект давно готов, находится в Госдуме и ждет своего часа. Иначем зачем такой закон принимать?

— Чем этот закон грозит мэрам?

— Вертикаль власти доходит до абсолюта, до самых низов. Теперь можно будет по желанию вышестоящих органов власти снимать мэров. Меня, правда, в этой ситуации больше волнует даже не судьба мэров, а судьба всего института местного самоуправления. Если все будет доведено до конца, то этот институт благополучно умрет в Российской Федерации. Какая самостоятельность? Какое местное самоуправление? Если все и вся будет назначаться сверху. И тогда все разговоры о нехватке денег на выполнение полномочий, которые переданы муниципалитетам по закону, звучающие сегодня из уст мэров, сразу прекратятся.

— А можно ли говорить, что указ не противоречит законам, ведь местное самоуправление в России отделено от государственной власти?

— У нас много принимается законодательных актов, сомнительных с точки зрения конституции. Просто у нас мало желающих оспаривать такие законы в Конституционном суде. Вот и в данном случае, кто будет думать на эту тему? Кто обратится в суд? Мэры что ли?

— Вы сами видели эти 30 критериев?

— Досконально еще не анализировал. Но само их количество внушает страх.

— А можно ли подогнать под единые критерии все муниципальные образования?

— Вы правы, все муниципалитеты разные. Вот я сейчас возвращаюсь из Красноозерского района Новосибирской области. В его состав входит, по-моему, 19 муниципальных образований. А рядом — город Новосибирск, с полуторамиллионным населением, крупнейший муниципалитет в России. Как можно ставить эти муниципальные образования рядом? Это же небо и земля, масштаб разный. И подогнать эти образования под 131−ФЗ очень сложно, а уж как их оценивать по 30 критериям, я вообще не понимаю.

Александр Попов, автор «Эксперт Online»

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы